РОЛЬ ЧАТ-БОТОВ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.77.2.031Ключевые слова:
чат-боты, интеллектуальные системы обучения, искусственный интеллект, образовательный процесс, будущие учителя информатики, персонализированное обучение, виртуальный репетитор, эффективностьАннотация
Статья посвящена изучению роли чат-ботов в повышении функциональности интеллектуальных систем обучения, основанных на технологиях искусственного интеллекта. Потенциал Чат-ботов рассматривается как виртуальные преподаватели, которые обеспечивают адаптивную, персонализированную и интерактивную поддержку как в асинхронном, так и в дистанционном обучении. Работа актуализирована требованиями цифровизации образования и положениями законодательства Республики Казахстан, включая концепцию развития искусственного интеллекта (2024-2029 годы). Основная цель-разработать структуру обучения для обучения будущих учителей информатики проектированию и использованию чат-ботов. Исследование включает анализ трудностей и возможностей интеграции чат-ботов в образовательную среду, а также определение эффективных технологий искусственного интеллекта для подготовки педагогических кадров. Оценка эффективности Чат-бота в образовательной среде проводилась как педагогический эксперимент, совершенствующий технические навыки обучающихся в веб-разработке, интеграции API и обработке естественного языка. Проведен анализ влияния чат-бота на системы образования в мировом опыте, а также методов реализации с помощью технологий искусственного интеллекта. Обоснована актуальность нормативно-правовых документов в стране. В статье также подчеркивается необходимость формирования новых профессиональных компетенций будущих учителей информатики, соответствующих требованиям современного цифрового образования. Предлагаемая структура обучения направлена на развитие у студентов навыков проектирования, внедрения чат-ботов, что способствует их готовности работать в онлайн и гибридных форматах образовательной среды. Результаты способствуют росту отрасли искусственного интеллекта в образовании, демонстрируя преобразующий потенциал чат-ботов в персонализированном обучении. Gemini ориентирован на демонстрацию потенциала технологий искусственного интеллекта в изменении образовательной практики.